ДТП: как избежать споров со страховой компанией
Дорожно-транспортное происшествие –
это ситуация, спрогнозировать которую невозможно. Оказаться его
участником может любой автовладелец, пассажир или даже пешеход,
независимо от их отношения к правилам дорожного движения. Кроме того,
автомобиль – это не роскошь, а источник повышенной опасности и объект
договора страхования.
В штате любой страховой компании есть
юрист или целый правовой отдел, поэтому все доводы страховщика
относительно размера причитающегося вознаграждения, имеют под собой
формальные основания. Как правило, уменьшить сумму страховых выплат
стремятся сотрудники страховых компаний крупных городов России, для
которых характерно большое количество аварий на дорогах. Поэтому адвокат
по ДТП – незаменимый помощник любого автолюбителя.
Вот алгоритм действий участника ДТП, желающего избежать споров со страховой компанией:
1. незамедлительный вызов сотрудников
ГИБДД. При этом передвигать автотранспорт категорически нельзя, несмотря
на возможность образования затора на дороге. В ожидании полицейских
всем участникам аварии следует заполнить извещение о ДТП, уделив особое
внимание графам о его причинах;
2. все действия прибывших сотрудников
ГИБДД стоит зафиксировать на видео – для этого отлично подойдет камера
мобильного телефона. Не лишними будут и фото места аварии – расположение
автомобилей, обзорные снимки. При этом фотографии лучше всего делать
таким образом, чтобы впоследствии можно было рассмотреть номера машин;
3. перед подписанием схемы ДТП,
составленной полицейским, все замеры необходимо произвести еще раз
самостоятельно и при выявлении противоречий сделать соответствующую
запись в протоколе;
4. по возможности нужно установить
возможных свидетелей аварии и потребовать от сотрудников ГИБДД
зафиксировать их данные в протоколе ДТП;
5. полицейский обязан выдать на руки
каждому участнику ДТП соответствующую справку формы № 31, протокол с
места происшествия, а также постановление об отказе в возбуждении
уголовного дела при его наличии. Запрос на предоставлении этих
документов можно будет получить в страховой компании;
6. при получении всей необходимой
документации следует как можно скорее обратиться к страховщику. Многие
страховые компании устанавливают сроки для обращения, нарушение которых
влечет за собой отказ в предоставлении вознаграждения. Во избежание
споров не стоит откладывать визит в компанию до получения последнего
документа – главное вовремя заявить о произошедшей аварии;
7. представитель страховщика в
обязательном порядке должен осмотреть пострадавший автомобиль и
инициировать экспертизу на предмет имеющихся повреждений. При несогласии
с результатами экспертизы можно организовать ее производство
самостоятельно – в случае принятия решения в пользу страхователя, то
есть автовладельца, все затраты будут возмещены за счет страховой
компании;
8. после того, как все документы
вместе с заявлением о выплате страхового вознаграждения окажутся у
страховщика, он в течение 30 дней обязан удовлетворить ваше требование.
Но на практике эти сроки нарушаются достаточно часто. Не стоит проявлять
чудеса терпения, лучше всего сразу же направить в страховую компанию
письменную претензию, в текст которой включить фразу о том, что в случае
отказа вы оставляете за собой право обратиться за судебной защитой;
9. одновременно с претензией имеет
смысл направить жалобы в Российский союз страховщиков и Федеральную
службу страхового надзора. Все три документа можно доставить как лично,
так и заказным письмом с уведомлением о получении.
Если принятые меры не привели к
ожидаемому результату, остается только одно средство – суд. Обращаться
за защитой своих прав лучше всего заручившись опытного автоюриста.